22.02.2023 г. В МБОУ «Школа №145 г. Донецка» в рамках проекта «Наставничество как кадровая технология непрерывного профессионального развития», в соответствии с планом мероприятий по работе педагогов-наставников с молодыми специалистами руководитель ШМО гуманитарного цикла Коломоец Татьяна Алексеевна и педагог-психолог Демьяненко Наталья Михайловна провели второй семинар «Развитие лидерских качеств педагога» с молодыми специалистами учреждения.
В продолжении темы «Технологии коучинга. Колесо педагогического баланса» Коломоец Татьяна Алексеевна осветила все проблемные вопросы, которые были заданы молодыми специалистами на прошлых встречах по данной теме. Подробно рассказала специфику работы по каждому аспекту «Колеса педагогического баланса» для каждого предметника. У молодых коллег, в свою очередь, была возможность сравнить свой анализ деятельности согласно «Колесу педагогического баланса» с представленным вариантом наставников.
С целью выявления уровня мотивационной готовности молодых специалистов к работе, оценки коммуникативных лидерских навыков, способов реагирования в конфликтных ситуациях, определения наличия общей стрессоустойчивости и рисков профессионального выгорания у педагогов, был проведен мониторинг с использованием следующих психодиагностических методик:
1) Тестовая методика «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
2) Анкетирование «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
3) Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями, коллегами и учащимися (на основе методики В.Ф. Ряховского).
4) Личностный опросник К.Томаса (исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации)
Анализируя полученные психодиагностические данные, педагог-психолог Демьяненко Н.М. выявила психологические тенденции профессиональных трудностей у молодых специалистов, что побудило к проведению семинара на тему «Развитие лидерских качеств педагога».
Учитель-лидер может сплотить учеников и вдохновить их на учебу. Он пользуется авторитетом среди коллег и может увлечь за собой окружающих. Стать таким учителем — мечта каждого педагога. Целью семинара было повысить уровень знаний молодых специалистов о себе, овладеть практическими навыками и умениями по основам конфликтологии и эффективного межличностного взаимодействия, групповой сплоченности, профилактики эмоционального выгорания, развития творческого потенциала педагогов, навыков рефлексии и саморегуляции.
Таким образом, профессиональная компетентность, обусловленная системным подходом к организации психолого-педагогического сопровождения в процессе осуществления наставником функциональных обязанностей, позволит администрации образовательной организации и педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых специалистов.
За время прохождения семинара педагоги смогли увидеть свои задатки к лидерству, обсудили к чему и как нужно стремиться в своей работе, выслушали рекомендации психолога, как руководство к действию. А наставники в свою очередь поделились своим опытом в обсуждении рабочих моментов по данному направлению.